Из книги П.Р. Саркара "Беседы о неогуманистическом образовании":
Человеческий разум делится три категории: грубый, тонкий и причинный. Человеческое существование также находится в трех состояниях: бодрствование, сон и глубокий сон. Грубый разум активен в состоянии бодрствования, а причинный разум активен во время глубокого сна. Причинный разум – это хранилище бесконечного знания. Всё, что мы воссоздаем в состоянии бодрствования и сна, хранится в причинном разуме. Когда причинный разум спит, мы называем это «смертью». Смерть – это долгий сон причинного разума
После смерти развоплощенный разум плывет в огромном пространстве со своими невыраженными самскарами. Позже, при участии изменяющего начала, развоплощенный разум находит подходящую физическую основу. Память о прошлой жизни остается активной примерно в течение первых пяти лет новой жизни. Хотя ребенок находится в новой физической среде, ментально он продолжает жить радостями и печалями своей предыдущей жизни. Вот почему дети иногда смеются и плачут во сне, а их матери думают, что они разговаривают с Богом. В разговорном бенгальском языке это называется деула ка́т́а́. На самом деле этот смех и плач – не более чем пробуждение прошлых воспоминаний. Для того, чтобы вновь пережить прежние события, не требуется помощь старого мозга. Разум новорожденного еще не успел установить тесную связь с новым мозгом. Оживление опыта прошлых жизней – это то, что мы называем «внемозговой памятью» экстрацеребральной памятью. В этом заключается главная задача причинного разума. Поскольку разум ребенка не знаком с внешним миром, а мозг новорожденного еще не имеет опыта, его грубый разум функционирует не слишком активно.
Переживания грубого разума не отражаются в тонком разуме ребенка. И поскольку грубых переживаний у него относительно мало, тонкий разум остается спокойным. Поэтому волны при-чинного разума легко всплывают в тонком разуме ребенка. В результате его накопленный в предыдущей жизни опыт легко вспоминается. Поскольку грубый разум ребенка еще не созрел для работы во внешнем мире, переживания сновидений не проявляются в состоянии бодрствования.
Экстрацеребральная память начинает угасать после пяти лет. Чем старше становится человек, тем больше впечатлений оставляет в его разуме новое окружение. Чем больше ребенок видит новых объектов перед глазами, тем более беспокойным становится его желание познать каждый предмет этого мира. Поэтому ребенок задает множество вопросов, и кажется, что его любознательность бес-конечна. Чем больше он получает ответов на свои вопросы, тем глубже его разум знакомится с окружающим миром. Затем начинаются переживания грубого разума, которые отражаются в состоянии сна. В результате вибрации причинного разума больше не могут выйти на поверхность. Таким образом, чем старше становится ребенок, тем в большей степени он забывает свою прошлую жизнь.
Иногда дети могут помнить свою прошлую жизнь даже после пяти лет. В этом случае влияние окружающей среды не затрагивает разум в новом теле. То есть волны внешнего мира не способны повлиять на разум. Таких людей называют джа́тисмара, или тот, кто помнит свои прошлые жизни. Обычно их внемозговая память остается активной до двенадцатилетнего возраста. Если после этого человек все еще помнит свою прошлую жизнь, ему становится трудно жить дальше, потому что в одном теле будут стремиться функционировать два разума – разум этой жизни и разум предыдущей. Ни одно тело не может выдержать столкновения двух разумов, поэтому психофизический параллелизм теряется, что в конечном итоге приводит к смерти.
Забывчивость – это вердикт провидения. Обычно люди забывают свои прошлые жизни. Чем является ли эта забывчивость – благословением или проклятием? Это благословение, потому что люди чувствуют себя обремененными грузом даже одной жизни. Для них было бы невозможно нести совокупное бремя многих жизней.
Человеческий разум сентиментален – полон любви, привязанности, дружбы, братства и т.д. Люди испытывают глубокую привязанность к этому миру; они всю жизнь озабочены страхами и беспокойством за безопасность своих семей. Приходится решать так много задач. Проблем только одной жизни достаточно, чтобы лишить людей покоя. Если бы им пришлось столкнуться с проблемами нескольких жизней, они не смогли бы вести нормальную жизнь. Трудности прошлых жизней, усугубленные борьбой в текущей жизни, поставили бы их на грань безумия. К тому же, людям труд-но отрешиться от любви и привязанности, возникших даже в одной жизни. Требуется много усилий, чтобы преодолеть узы привязанности и приблизиться к Парама Пуруше. Если воскресить память о прошлых жизнях, то узы привязанности затянут свои тиски и остановят духовное продвижение. Человек окажется в оковах мирских привязанностей. Поэтому постановление милосердного провидения гласит: «Пусть люди не помнят о своих прошлых жизнях».